Закрыть ... [X]

Стих о морфемах


Цель урока:

  • познакомить с новым названием частей слова;
  • узнать, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы;
  • совершенствовать умение находить составные части слов.

Оборудование: карточки, словарь.

ХОД УРОКА

I. Повторение изученного

1. Орфоэпическая минутка (доска).

Музей, шинель, академия, тема, купе, свитер, отель.(произноси твёрдо)

2. Грамматический турнир

Задание: записать в 3 колонки слова, обосновывая выбор орфограммы.

После приставок

в корне слова

без знака


Полью, разъезд, сэкономить, обезьяна, подъём, печенье, разъярённый, трехэтажный, необъятный, листья, вьюга, вьюн.

3. Синтаксическая минутка (доска)

Что ты нам расскажешь ветер
Волны звучали солнце сияло море смеялось
Была зима но все последние дни стояла оттепель
Погляди Юра как красиво сказала мама и показала на радугу

4. Разбор слова №1. Вьюга (доска).

Индивидуальная работа по карточкам

1) Ж..лудь, крыш..й, ш..рох, ш..пот, дач..й, рощ..й, ш..лк, мяч..м, ж..лтый, заш..л, щ..тка, улиц..й, ш..фёр, ч..рные, ш..колад, поч..т, ш..рстка, удач..й, ключ..м, колодц..в, дворц..в, калач..м.

2)

  1. Волки лисиц.. совы издали зам..чают белую ш..рстку и белые перья на ч..рных проталинах.
  2. Тяж..лый ком снега обрушился с вершины дерева прямо на крышу гнезда.
  3. Между белыми ш..лковистыми волосками виднеют?ся ж..лтые тычинки.
  4. Пять грач..й летели за одним ястребом.
  5. Барсук будет по ночам соб..рать в лесу улиток и жуков есть коренья и ловить мышей.
  6. Наступила пора готовить квартиры для скворц..в.
  7. Один из косач..й повернул голову.

3) Поставьте данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Запишите.

  1. Дорога за берёзовой (роща) поворачивала налево.
  2. Бригада (врачи) выехала в районы, заражённые эпидемией.
  3. Дети с удовольствием ели бульон с (лапша).
  4. Мама резала (нож) овощи для салата.
  5. Я поехал отдыхать вместе с (товарищ).

4) Объ..вление об экскурсии, б..седа о смелост.. и героизм.., в брош..р.. о спорт.., справит?ся в расписани.., сидеть на ц..новк.., ш..лковый галстук, щ..лканье белк.., полёт без пересадк.. .

Лекц..я в планетар…, на урок.. истор.., распол..жен на батаре.., состязат?ся в плаван.. встать на ц..почки, щ..тка для стирк.., помощ?ники инженера, изм..нение сл..гаемых, ребёнок без помощ.. .

Работа с тестом «Фонетика»(на компьютере).

II. Объяснение нового материала

1.Беседа по вопросам

  • Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)
  • Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис)
  • Раздел науки о языке, в котором изучаются разные орфограммы.(Орфография)

А сегодня мы начнём знакомство ещё с одним разделом русского языка. А с каким, попробуем сделать вывод самостоятельно.

2. Работа с текстом

- Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова.

Та часть слова, что изменяется,
Окончанием называется,
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Корень слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
За корнем суффикс
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая
Превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка.
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
(А.Косоговский)

- Вы вставили слова в стихотворение. Вспомните, как называются эти слова? (Морфемы).

- Скажите, а как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы? (Морфемика).

Сформулируйте тему урока, запишите её. (Морфема. Морфемика).

- А теперь обобщите рассмотренный материал. (Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание – имеют общее название – морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.)

III. Закрепление

1) Чтение материала перед параграфом 44.

2) У вас на столах лежат карточки с морфемами. Составьте из них слова, а из слов - предложение. Кто вперёд?
Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания.

(Красота – удивительное явление нашей жизни.)

- Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Составили из морфем слова)

3) Работа с учебником

- В предыдущем задании вы составляли слова из морфем, а теперь наоборот – разделите слова на морфемы. (Упражнение № 483)

- Проверка.

4) Работа над словом "значимая часть слова"

- Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?”

- Думаете, они ничего не обозначают? Тогда скажите, что такое кабаржонок? А кабарга?

Кабарга — это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у нее на животе мускусной железе, секрет, применяемой в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится.

- А кабаржонок? В этом слове мы можем выделить суффикс, который поможет понять значение незнакомого слова. В слове кабаржонок мы можем выделить суффикс –онок. Как вы думаете, какое у него значение? Этот суффикс указывает на детёныша.

Задание

Вспомните слова с таким же суффиксом (волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т.д.).

Проверка

- Что же обозначает суффикс в этих словах?

ФИЗМИНУТКА

- Упражнение устно

Прибежал, рыбка, колосок, огородник, волосок, колхозник, шубка, прицепил.

- Прочитайте слова. Объедините их попарно. Добавьте ещё по одному-два слова по этим же признакам.

Прибежал, прицепил – это глаголы. В обоих словах приставка при-

- Какое значение имеет морфема при-?

Рыбка, шубка – это имена существительные. У них одинаковый суффикс -к-.

Какое смысловое значение имеет суффикс -к-?

Колосок, волосок. Это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ок-. Он имеет уменьшительное значение.

- Кто расскажет о последней паре слов?

Огородник, колхозник. Это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.

- Какой вывод вы можете сделать о морфемах? (Каждая морфема имеет своё значение).

- Каждая морфема слова имеет своё значение и играет свою роль в слове. И не просто играет роль, но и может полностью изменить значение слова.

Например, с корнем -лес- с помощью других морфем образовываются слова лес-ник, лес-н-ой, лес-ист-ый и т.д.

За одну минуту составьте как можно больше слов с корнем -вод - при помощи приставок и суффиксов. У кого слов больше, тот и победил.

Итог урока

- Что нового узнали сегодня на уроке? С какими терминами познакомились?
- Скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.

Загадка

Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(О-цен-к-а)

- Запишите в тетрадь слово оценка, графически обозначьте морфемы.

Выставление оценок. Запись домашнего задания. Упр.483.


Источник: http://school-46.info/stranichki-prepodavatelej/starshij-blok/volokhova-n-n/konspekty-urokov/347-morfemy-i-morfemika


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Как написать стих на тему как посорились морфемы - Школьные Всероссийский конкурс на поощрение


Стих о морфемах 80 Варианты морфем Учебник по Русскому языку 5 класс
Стих о морфемах МОРФЕМЫ и МОРФЕМИКА - Официальный сайт МБОУ СОШ 46
Стих о морфемах Морфемы (Владимир Столбов) / Стихи. ру
Стих о морфемах Загадки про морфемы - БрайлЛенд
Стих о морфемах 12. Стихи о счастье
Стих о морфемах Взрослая дочь, крик души
Всероссийский Игры и конкурсы на день рождения девочки Как поздравить бывшего с днем рождения? Красивые стихи про дочку Поздравление клиентам с Новым Годом Авторский салон Поздравления с днем бухгалтера России


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ